Лесозаготовки на одном из маврикийских островов сильно уменьшили популяцию хурмы. Из-за отсутствия распространителей семян численность деревьев никак не могла восстановиться. Но как только на остров завезли сейшельскую гигантскую черепаху, дела хурмы пошли в гору.

Экологи, представляющие факультет биологии Бристольского университета (Великобритания) опубликовали статью в журнале Current Biology, в которой рассказывают, как они восстанавливали популяцию деревьев хурмы на одном из маврикийских островов с помощью гигантских черепах, пишет Компьюлента.

Разновидность хурмы, чёрное дерево Diospyros egrettarum, растущая на маврикийском острове Белых цапель, из-за интенсивной вырубки подверглась почти полному уничтожению. В начале 1980-х лесозаготовки были серьёзно ограничены, но за тридцать лет популяция этого дерева почти не восстановилась. Дело в том, что с острова уже давно исчезли распространители семян этого растения — гигантские черепахи, в своё время истребленные человеком. В отсутствие этих животных деревья худо-бедно поддерживали свою численность, но исправить последствия рубки своими силами они не могли. Здесь просто не было животных, которые ели бы плоды и разносили семена.

Чтобы как-то помочь местной хурме распространиться в прежнем масштабе, исследователи привезли на остров другую гигантскую черепаху — сейшельскую Aldabrachelys gigantea. И она оказалась прекрасной заменой своим вымершим сородичам. Животным не только пришлись по вкусу плоды хурмы, и они принялись распространять семена по всему острову. Пребывание в желудке у черепах повышало вероятность прорастания семян хурмы, так что A. gigantea можно по праву назвать талантливыми садовниками. (По-видимому, желудочный сок освобождает семена от защитных слоёв, что ускоряет их прорастание.)

Из эксперимента экологов следует несколько выводов. Во-первых, в очередной раз подтверждается, что интродуцированный вид не всегда вредитель и неукротимый захватчик. Во-вторых, ныне живущие виды вполне могут заменять вымершие звенья в экосистемах, успешно встраиваясь в пищевую цепь. Наконец, принимаясь за «защиту окружающей среды», нужно охранять не только и не столько отдельный вид, сколько его взаимосвязи с другими. Дестабилизация экосистемы связана не с самим по себе исчезновением вида, а с разрушением сети взаимодействий между ним и другими членами сообщества.